Источник горькой воды

«Источник горькой воды»

Размышления о делах человеческих

Введение

“... и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми обезумели... никто не ищет Бога;
все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного...”  (Римлянам 1:21-22, 3:11-12)

Помню, как однажды началась вечерняя программа новостей на НТВ: “Главная новость дня, — с неподдельной скорбью на лице, говорила Татьяна Миткова, — случилось непоправимое... Сегодня при выходе из своего дома в Майами, несколькими выстрелами в упор, был убит неизвестным великий модельер нашего столетия Джанни Версаче... Главная версия убийства основана на свидетельстве ближайшего окружения великого кутюрье, которое знало о сексуальной ориентации своего кумира и о проблемах, в последнее время возникших в его отношениях с одним студентом гомосексуалистом. Он и считается главным подозреваемым, убившим великого мастера из-за ревности ... Мы все сегодня что-то потеряли...” Потом показали место убийства, заваленное цветами скорбящих поклонников, полицейских, клянущихся найти и наказать преступника, рыдающих топ моделей, в отчаянии взывающих: «как же нам теперь жить?»

«Мы все сегодня что-то потеряли...»

Да, действительно потеряли, только не что-то, а много, раз готовы всем миром оплакивать смерть столь известного грешника, который не только не стеснялся своих пороков, а даже как будто гордился ими, как знаком утонченности своей натуры. Но кто пролил хотя бы слезу о двух тысячах абортов, совершенных в тот день в Москве? Кто горевал о невинных младенцах - жертвах узаконенного убийства, убитых, по приговору своих матерей и отцов, профессионально обученными палачами в белых халатах? Кто поклялся найти и наказать виновных в этом ужаснейшем преступлении против маленьких жизней, не успевших ни появиться на свет, ни сделать добра или зла? Они даже не могли защищаться или хотя бы просто позвать на помощь, но имели право от Бога — жить? По две тысячи... каждый день... только в Москве... Господи! Как же Ты все это терпишь?! Как мы могли к этому привыкнуть?

Встречаясь с людьми, включая радио, телевизор, просматривая газеты, все спрашиваю себя: откуда в людях столько зла? А потом успокаиваюсь: да нет, есть все-таки хорошие люди, которые сочувствуют чужому горю. Ведь некоторые могут быть вежливыми и аккуратными, любят детей, заботятся о родителях и честно работают. Есть же люди искусства, создающие прекрасные произведения, которыми нельзя не восхищаться. Но потом вопрос возникает опять и с новой силой требует ответа: откуда в людях столько зла? Способны ли они вообще на добро?

1. Тварь

“Кто есть человек, что Ты помнишь его,
и сын человеческий, что Ты посещаешь его?”  (Псалом 8:5)

Кто-то сказал: “Культура — это продукт деятельности человека”. Если это действительно так, то для того, чтобы понять природу поступков человека, суть его достижений и современную культуру, необходимо будет постараться понять природу самого человека. Только ответив на вопрос: кто есть человек? — мы сможем ответить на вопрос: что есть его поступки?

У нас есть хорошая поговорка: “Встречают по одежке, провожают по уму”. Она отражает реальность обманчивости внешнего вида и призывает быть осторожными в оценках того, что лежит на поверхности, исходя лишь из очевидного.

Также Иисус, предостерегая нас от неправильных выводов и решений, сказал однажды: "Не судите по наружности, но судите судом праведным" (Ин. 7:24) Сам Он обладал этим Божественным зрением, проникающим до самой сути людских душ и их поступков. Так, обращаясь к известным своей праведной жизнью фарисеям — совести еврейской нации, назвал их лицемерами, подобными окрашенным гробам, чья внешность вызывала восхищение, а что скрывалось за ней — отвращение и брезгливость. Он знал не только причину и истинную цену их внешней святости, но и то, что так стыдливо ей прикрывалось, выдаваемое за непорочность.

Как в наше время, когда смешались религии, культуры, языки и народы можно отделить истину ото лжи? Сейчас, когда верующего от неверующего порой не отличишь, определить, где добро, а где подделка - по внешним признакам не так-то просто. Определяется суть человека только по приводящей его в движение силе, по мотивам, по скрытому где-то глубоко под слоями масок и заученных ролей, по источнику бытия. Потому последнее слово остаётся за Богом.

Один миссионер прошлого века, вернувшись из языческой страны, на родину в свою церковь сказал:

“Над язычеством начертано роковое слово “без”. Язычники — это люди без Слова Божьего, без общения с Богом, без хвалы, без благодарения. Дома их без мира Божия, брак без святости. Правители — без правосудия, без честности. Молодые люди и девушки без высоких идеалов, дети без чистоты, матери без мудрости, болезни без надлежащего ухода и лечения, скорбь без сочувствия, грех без исцеления, смерть без надежды. Все же вместе взятое выражается одним безмерно печальным словом — жизнь без Христа!” (См. “Сеется семя” — Яков Левен (Издание третье 1992 г., издательство “Евангельская вера”))

К великому сожалению, сейчас, почти то же самое, можно сказать о христианстве. Смешиваясь с миром, оно остается без Христа, хотя вывеску менять, как видно, не собирается.

Конечно, можно долго пытаться найти желательные ответы на кричащие вопросы у философов и других умных людей, но для нас христиан есть только один незыблемый авторитет, который, к счастью, не смогли разрушить, ни безбожники, ни неверующие христиане. Одни хотели ее уничтожить, другие — подстроить под себя, и предали ее, со снисходительной улыбкой, обвинив в несостоятельности и не современности. Но Библия — Слово живого вечного Бога осталась истинной и актуальной, не смотря на все немыслимые старания тех и других.

С первых страниц Библии мы находим мнение Бога о падшем человеке:

“И сказал Господь в сердце Своем: ... помышления сердца человеческого — зло от юности его...” (Бытие 8:21). “Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.” (Екклесиаст 7:29)

Был человек правым, а теперь — зло от юности. Уже спустя тысячи лет после сотворения человека, и десятки — после спасительного прихода Христа на землю апостол Павел написал:

“Но как они, познавши Бога, не прославили Его как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми обезумели...” Римлянам 1:21-22.

Грустная, надо сказать, картина получается.

— А вам когда-нибудь приходилось сталкиваться с безумными людьми?...

— ...

— Нет?... И не хотите?... Но все, же оглянитесь и посмотрите вокруг внимательно. Если вдруг увидите неверующего человека, то будьте осторожны — это безумец, даже если он и выглядит умным и культурным у него все равно мрачное и несмысленное сердце.

— ...

— Трудно поверить? Потому что он высказывает хорошие мысли?... Честно говоря, мне тоже было бы трудно с этим согласиться, если б я не знал, что говорит Библия по этому вопросу. Но вот из того же послания к Римлянам:

“Они (т.е. неверующие) заменили истину Божью ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца... И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства. Так, что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.

Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют” (Римлянам 1:25, 28-32).

Поистине чудовище. И с такой “историей болезни” человек уже рождается. Остается только ждать, когда его истинная сущность, как «нечто» из безумных фильмов ужаса в самый неподходящий момент вырвется наружу, разрушая своего обладателя и калеча тех, кто вокруг.

Когда-то, искавший мудрость, Сократ сказал: “Человек не умирает, он убивает себя”.

Воистину так. Отвернувшись от Бога — источника любви, жизни, совершенства и всякого добра, противопоставив себя Ему, человек отрешился от всего, что имел в Боге и стал Его врагом, оказавшись на одной стороне с Диаволом — первым, кто дерзнул восстать против своего Творца. Унаследованные от Бога образ и подобие — превратились в жалкую маску предателя, потерявшего уважение даже к себе, но не расставшегося со своей гордыней.

Спустя тысячелетия, Иуда Искариот стал олицетворением всего грешного человечества; предав Жизнь, он не смог жить и умер без надежды и без прощения. А если бы остался жить? Наверное, не отличался бы от нас, живущих в вечном конфликте с Создателем и собой.

Однажды, перебирая старые пластинки, я наткнулся на “Шестую симфонию” П.И. Чайковского и не смог не послушать ее. Весь день, находясь под впечатлением этого потрясающего произведения, я восхищался и напевал его фрагменты. Но потом поймал себя на мысли, что мое восхищение было мрачным и безнадежным, как и эта музыка. Сколько в ней было красоты, необузданной страсти, боли, надежды и глубочайшей безысходности ожидания приближающегося конца. В ней не было мира; не было Бога, и тоска о Нем не могла заменить Его. Я попытался понять, что чувствовал автор, когда свои мысли и идеи облекал в звуки. И сам не заметил, как под их влиянием набросал несколько четверостиший:

Как жизнь людская тяжела!

Как глубоки людские боли!

Страданий сколько, сколько зла

В обычной человечьей доле!

Душа стремится к чистоте,

К добру бессильно, к свету рвется;

Всю жизнь, мечтав о высоте,

В земной грязи крылами бьется.

А как хотелось бы летать...

Да цепь подняться в высь мешает.

И, не сумев ее порвать,

Себя в отчаянье терзает

И рвет в ожесточенье грудь,

Боль, новой болью заглушая,

И, не найдя к свободе путь,

Теряет все, во тьме блуждая...

Зачем всё это, если смерть

Жизнь оборвет, как нить гнилую?

Пожить мне хочется успеть...

Но так?... Поверьте, не хочу я. (1. 04. 91 г.)

 

Какое счастье, что у меня есть Ты, Господь! Если бы не Ты, кем бы я был... Нет, не гением, не великим — просто Твоим дитем хочу быть всегда, Отец.

И все-таки, неужели ничего доброго? Может быть, просто в списке злых дел человека Бог не захотел поставить, что-то хорошее и о нем говорится где-то в другом месте Библии? Я не смог найти. Но обнаружил то, что не оставляет ни каких сомнений относительно доброты человека или хотя бы каких-то положительных качеств, которые, как мне иногда казалось, могли затеряться в хаосе грехопадения в глубине его души.

Обратите внимание на однозначность этих объединений и исключений:

“Бог верен, а всякий человек лжив, ... все под грехом. Нет праведного ни одного; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного.” (Рим.3:4,9-12)

Все — злы, доброго — ни одного. Печально, если не сказать безысходно. Но любящий Бог придумал способ спасти безвозвратно погибшего человека, и, Сам назначил цену: Святой — вместо грешного, Добрый — вместо злого, Вечный — вместо обреченного, Творец — вместо твари. Воистину Божественно!

 

2. Похищен и усыновлен

“... Чей ты сын?...” (1Царств 17:58)

Гуимплен (главный герой из романа В.Гюго “Человек который смеется”) был похищен, изуродован и усыновлен, людьми, ненавидевшими его отца. Благородный сын благородного лорда был старательно превращен в жалкого урода и должен навсегда забыть о своем происхождении. Тот, кто должен был разговаривать на языке пэров – выражался как бандит; тот, кто должен был одеваться в шелка и бархат – скрывал свое изможденное тело под грязным рубищем; тот, чье лицо должно было восхищать – вызывало ужас; тот, чья жизнь должна была стать предметом зависти и мечтаний других, теперь — ненавистна даже ему. Предназначенный повелевать — стал рабом и игрушкой в руках ненавидевших его. Они же, с наслаждением унижали его, так как не смогли этого сделать с его отцом. Больше всего они боялись, что он узнает кто он, то — чей он сын.

Также и Сатана, хоть и ненавидел Бога, но ни чем не мог навредить Ему. Но когда Бог сотворил человека, у Сатаны появился такой шанс и он воспользовался им. Обманув первых людей, он увел их от Бога и поработил. Он сделал так, чтобы они забыли о своем происхождении, о том кто они, как они должны жить и научил их поступать по своим правилам. Впрочем, это ему удалось так ловко, что многие думали, что остаются детьми Бога, на самом же деле являлись детьми Диавола. Первый, кто смог честно заявить об этом погибшему человечеству, был Господь Иисус Христос:

Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда он говорит ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. Кто от Бога, тот слушает слова Божии; вы потому не слушаете, что вы не от Бога” (Ев. от Иоанна 8:44,47)

Конечно, Богу было не легко признать эту потерю, но, только поняв реальность можно изменить ее. Но люди не желали этого слышать, они тут же едва не убили Иисуса за эти слова. Они были абсолютно убеждены, что являются законными детьми Божьими. Действительно, как коварен этот древний лжец, как холоднокровен этот кровожадный человекоубийца и как самоуверен ослепленный человек, не осознающий своего безобразия!

Кстати, а ведь действительно слеп и мертв:

“Благовествование наше... закрыто для погибающих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа..” (2Кор.4:3-4)

“И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, действующего ныне в сынах противления...” (Еф.2:1-2).

Ослепил, убил, да еще и богом стал, князем. Неудивительно, что в человеке так много зла.

 

3. Источник горькой воды

“Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?” (Иакова 3:11)

Некоторые говорят (признаюсь, и я сам так раньше думал), что есть люди в этом мире, которые не являются христианами, но при этом им не откажешь в мудрости и доброте.

Но как это оценивать? По-нашему? По человечески? Библия говорит нам о том, что есть две оценки для чего-либо и две мудрости: земная и сходящая свыше.

“Мудр ли и разумен кто из вас? докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская...” (Иаков 3:13-15)

Земная — душевная — бесовская мудрость. Земная — положение в пространстве; душевная — проявляется в человеке; бесовская — от сатаны. Мудрость ли это? Способна ли она на добро? Ясно, что нет. Но тогда, как будто получается человеческое = сатанинское? Давайте не будем спешить с выводами и посмотрим на один разговор Иисуса с учениками.

Он спросил их, за кого они Его почитают. Петр ответил: Ты — Христос. Тогда Иисус, видя, что они понимают, кто Он, открыл им о цели Своего прихода на землю, о предстоящих Ему отвержении, страданиях, смерти за род человеческий и воскресении. “Но Петр, отозвав Его начал прекословить Ему. Он же обратившись на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божье, но что человеческое... Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя... и следуй за Мною...” (от Марка 8:33-34)

Почему Иисус так резко оборвал Своего лучшего ученика? Разве Петр посоветовал, что-то глупое? Или он желал своему Учителю зла? Нет, напротив, ведь он заботился о сохранении жизни Иисуса и по-человечески дал очень мудрый совет: не ходить в Иерусалим, где опасностей больше всего.

Стоп. Но ведь именно за человеческий совет Господь назвал Петра сатаной, т. е. искусителем и предложил отвергнуть себя, т.е. все человеческое, каждому, кто решиться следовать за Ним.

Предложил ли Иисус человеку, что-нибудь взамен человеческого?

Через несколько дней, после описываемого выше события, произошло нечто, что многими церквями мира отмечается как праздник Преображения Господня. Но мало кто понимает, что это был Божий ответ на вопрос, возникший у растерявшихся учеников: если мы настолько плохи, что должны отвергнуть себя, то, что тогда должно в нас остаться?

... Иисус и Петр, Иаков, Иоанн поднялись на гору одни. И вдруг Иисус преобразился так, что ученики испугались, таким величественным и Божественно славным Он стал. Явились Моисей и Илья и беседовали с Ним о предстоящих страданиях. И, как всегда, опять заговорил Петр:

Учитель, хорошо нам здесь быть, давай сделаем три кущи одну Тебе, одну Моисею и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел голос, говорящий: Сей есть Сын мой возлюбленный; Его слушайте. И внезапно посмотревши вокруг, никого более с собою не увидели, кроме одного Иисуса”. (Марка 9:5-8)

Вот ответ. Человек даже тогда, когда знает, что сказать, все равно не знает, что единственно правильно в этот момент. И тогда Бог — мудрость, сходящая свыше, бескомпромиссно повелевает: Сына Моего возлюбленного, Его слушайте! Кого? — оглядываются ученики. И никого больше не видят, кроме Иисуса...

Только тогда, когда в человеке поселится Христос, он станет способным делать подлинное добро, а не то, что мы обычно этим называем. И только тогда, когда изменится его сердце, он сможет увидеть мир и всё что в мире, так как видит это Бог.

О том, что Бог планировал операцию по пересадке сердца человека, мы узнаем еще из Ветхого завета: “И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное (т.е. живое - прим. автора). Вложу в вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять” (Иезекииль 36:26-27)

В Новом завете это называется рождением свыше, рождением заново, т.е. обретением своего настоящего Отца — Бога. Но оно происходит только путем добровольного отречения человека от лжеотца — сатаны и от всего, что он успел впитать в себя, что стало естественным за годы жизни под деспотической властью Диавола. Начинаются изменения не на поверхности, а в глубине, в самом центре личности: меняется сердце — источник жизни человека, истинная ценность и суть его. И только спустя время, эта неутомимая сила Божьего Духа постепенно пробьет глухую стену рабских привычек, преображая каждую клеточку нового существа. Так родник сначала робко, незаметно пробивает толщу иссушенной земли, и, набирая силу, становится рекой, преображаясь и преображая все вокруг. Поэтому не зря Библия предупреждает: “Больше всего хранимого храни сердце свое; потому что из него источники жизни” (Притчи 4:23)

Тщетно надеются те, кто думает, что, без Христа в сердце, можно сделать, что-то хорошее. Это не возможно, также как “не может... смоковница приносить маслины, или виноградная лоза смоквы: также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду” (Иаков 3:12)

 

4. Рожденное у алтарей

Кто-то сказал: “Искусство рождается у подножия алтарей”. В Библии мы находим, что человек был создан для славы Божией: “... народ я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою” (Исаия 43:21). Поэтому для человека совершенно естественно кого-то славить. Но кого? Зрелые дети Божьи, чтобы ни делали: творя ли произведения искусства, молясь, проповедуя, просто ли ведя праведную жизнь — славят Бога. А неверующие?

Библия говорит, что, в конце концов, каждый и верующий и неверующий поклонится Богу и прославит Его, как достойного славы: “Бог превознес Его... дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено... и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца” (Филипийцам 2:9-11). Но это потом, а сейчас, не возрожденные Им, творят дела не в Его славу, а по обычаю мира.

Интересно, как относились верующие в первые века к вопросу языческой культуры и искусства. Хотя напрямую об этом не говориться на страницах Нового завета, но, тем не менее, это можно понять, вникая в его суть. Апостол Иаков в своем послании говорит: “Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.” (Иаков 4:4)

Иаков всякое заигрывание с миром рассматривает как измену Богу и вражду с Ним. Но что понимали под словом “мир” апостолы? В 1-м послании Иоанна мы находим: “Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.” (1Иоанна 2:15-16). Кто является князем этого мира, мы знаем — давнишний враг Бога — сатана. Понятно, почему Бог проявляет ревность, когда видит, с кем дружат некоторые Его дети. Вот имя троицы, у алтаря которой рождается искусство этого мира: Похоть плоти, Похоть очей и Гордость житейская.

Днем и ночью не прекращается неистовое поклонение гуимпленов, не знающих, чьи дети они сейчас и кто их настоящий Отец.

Они во многом преуспели и не жалеют на это сил. Знаменитые “Битлы” по четырнадцать часов в сутки репетировали, чтобы достичь успеха и прославить Бога? Нет, они не знали Его; они славили того, кто умертвил их дух и изуродовал души и тела. И, когда им казалось, что они уже на высоте и достаточно сделали, для того, на чей алтарь они себя положили, он обманул их, как и многие миллионы других. Джон Леннон, который однажды крикнул в обезумевшую толпу своих поклонников: “Теперь я знаменитей Христа!”, — был вскоре убит своим почитателем. Остальные спились и едва не умерли от наркотиков. Ринго Стар и Харрисон вскоре стали ни на что не способны. Только Пол Макартни остался на сцене, но так и продолжает служить ложному божеству и не смущаясь утверждает даже сейчас: “Марихуана? это не наркотик. Я всегда ее курил”. Сколько ему осталось?

Поразительно то, что многие христиане восхищаются ими, забыв, что почитают тех, кто разрушали веру в Иисуса у целого поколения. Эти христиане, точно также, не задумываясь, смотрят фильмы, пронизанные безбожием, созданные у того же древнего алтаря. Множество христиан, совершенно не замечают, что стали бесплатными рекламными агентами “Плейбоя”, сигарет и спиртных напитков. Не верится? А Вы посмотрите на футболки, наклейки, пластиковые пакеты у молодежи в вашей церкви.

Не удивительно, что, видя грязь этого мира, они не содрогаются; она прилипла к ним, а они привыкли к ней и уже не хотят расстаться.

Меня поразило то, что я прочитал в книге “О граде Божием” Блаженного Августина. Он рассказывает о борьбе Сципиона  — римского сенатора за чистоту нравов. (Сципион Назика — консул; покорил Карфаген, что привело к окончанию пунических войн и господству Рима в северной Африке 200 г. до РХ). Приведу несколько отрывков из этой книги:

“Выходя из любви к отечеству Сципион удержал сенат, когда тот пытался построить театральный партер, и своею строгой речью убедил не дозволять греческой роскоши проникать в мужественные нравы отечества и не сочувствовать чужеземной распущенности к расслаблению и обессилению доблести римской.Сципион, для устранения заразы душевной, запрещал строить сцены. Если у вас есть несколько смысла, чтобы душу предпочесть телу, выбирайте, кого почитать вам... Потери в вас совести и чести и боялся Сципион, когда запрещал строить театры, когда думал, что благополучие легко может испортить и развратить вас. Он не думал, чтобы государство было счастливым, если его стены будут стоять, а нравы падут. В безопасности вашей вы ищите не мира, для республики, а безнаказанности для своей распущенности — писал Августин христианам.

Язычник, не знающий Бога, за двести лет до рождества Христова, беспокоился о нравах своего народа и понимал, какую разрушительную силу несет в себе легализация безнравственности через театральные игры. Во время театральных представлений актерами совершались и половые акты (в том числе гомосексуальные) и даже убийства актеров-рабов, а публика, восхищаясь героями, совершавшими и коварные злодеяния, и измены, и воровство, невольно признавала это нормальным для претворения в своей жизни.

Цицерон в своей книге о республике записал еще одно высказывание Сципиона по этой проблеме:

“Комедии никогда не могли бы показывать на театрах своих мерзостей, если бы не дозволяли того нравы.

Я перефразирую это высказывание, что бы оно стало ближе к современности. Человек никогда не станет смотреть по ТV или в интернете то, что ему не позволила бы его нравственность и восхищаться тем, что чуждо его душе.

Думаю, некоторые должны перестать молиться Богу, чтобы Он избавил их от искушений лукавого, если они включают телевизор, блуждают по сайтам и смотрят, слушают то, что мерзость в очах Божьих. Потому что, своими руками открывая настежь дверь перед дьяволом, заигрывая с ним, и при этом просить Бога, чтобы избавил от него — есть чистейшее лицемерие и большое искусство лгать самому себе.

Не думайте, что я один из тех фанатиков фарисеев, которые против всего, что делают все, чтобы показаться особенными. Нет. Просто я пытаюсь понять кто я, и кто для меня Господь Иисус Христос, просивший Своего Отца: “Не молю, чтоб Ты взял их от мира, но, чтобы сохранил их от зла”.

Но вернемся к Сципиону. Смог ли он, победитель Карфагена, добиться чего-нибудь в неравной битве с безнравственностью? Узнать об этом нам помогает Цицерон, приводя не только решение сената, но и свое отношение к нему:

“Считая все сценическое и театральное искусство целиком позорным, постановили — этот род людей не только лишать чести, принадлежащей остальным гражданам, но даже исключать из триб, по распоряжению цензора”. То правильно, что каждый, кто из римских граждан захотел бы быть актером, не только теряет всякое право на уважение, но совершенно изгоняется из своей трибы (т.е. лишается гражданства), ибо своим присутствием актеры обесчестили бы даже плебеев, тем более сенаторскую курию.

Думаю, что мнение всеми уважаемого Платона по этому вопросу, будет нам небезынтересно. О нем мы узнаем от Блаженного Августина:

“Платон, изображая идеальное государство, полагал, что из него должны быть изгнаны поэты и актеры, как враги истины. Он решительно не допускает, чтобы в благоустроенном государстве жили поэты, которые или произвольно лгут, или предлагают для подражания бедным людям отвратительнейшие дела.

Цицерон, указывая на влияние актеров на людей, сказал так:

“В ту пору, как доносится до них одобрительный крик народа, точно какого-то великого и мудрого учителя, какого напускают они мрака? каких нагоняют страхов? Какие возжигают дурные страсти?”

В конце концов, понимая, что в римском обществе низменные страсти победят, и театры все-таки придут по желанию большинства, Цицерон с горечью предсказывает, к чему это приведет:

“Пусть народы рукоплещут не тем, которые дают им полезные советы, а тем, которые доставляют им удовольствия. Пусть трудное не приказывается, нечистое не воспрещается. Цари пусть заботятся не о том, насколько их подданные добры, а о том, насколько они покорны. К суду пусть не привлекают никого, каждый пусть делает, что ему угодно. Пусть размножаются общественные блудницы; пусть днем и ночью происходят, где и кому угодно и можно игры, попойки до пресыщения, до рвоты. Пускай повсюду идут пляски, театры наполняются криками дикой радости, всевозможными выражениями самого скотского удовольствия. Пусть того считают общественным врагом, кому благополучие этого рода не нравится; пусть не слушают, гонят с глаз долой, стирают с лица земли всякого, кто захотел бы отменить или уничтожить его.”

Эти великие язычники, незнающие Христа, были против разложения морали в своей стране. Сципион, Платон, Цицерон, борясь за нравственное здоровье своего народа, закрывали театры. Чтобы народ, восхищаясь прекрасной игрой актеров, не стал восхищаться и, в результате, не согласился с тем, что они изображали, а, согласившись, не стал подражать. Современные христиане, не только с этим смирились, как с неотвратимостью, но и сдружились с миром. И, в зависимости от ситуации, становятся то благочестивыми верующими в церкви, то гурманами идоложертвенных яств у чужого алтаря. И кому есть дело, что на нем написано имя: Похоть плоти, Похоть очей и Гордость житейская?

 

6. Вернуть хозяину

Как же мы можем использовать, то, что есть в этом мире? А мы уже используем. Ведь говорим же мы на конкретном земном языке, а не на небесном; едим пищу, изготовленную, большей частью, неверующими людьми; одеваемся в одежду, скроенную по моделям того же Версаче; ездим на автомобилях, хотя их и дороги тоже делали неверующие, при этом жутко матерясь (во всяком случае у нас в России). А может мы — дети Божии должны отречься от всех достижений прогресса, как это сделали амиши?

Попытка этого уже была в христианстве и выражалась она в монашестве. Известно, что монастыри были замкнутым обществом, в смысле общения, и жило оно, исключительно за счет натурального хозяйства. Но это вступало в противоречие с планами Иисуса Христа, высказанными в Его молитве после Тайной вечери: “Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла... Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир”. от Иоанна 17:15-18

Сами апостолы тоже сначала были частью этого грешного мира, чуждые Богу и непригодные ни к чему доброму. Иисус Сам указывает на то, каким образом человек становится способным служить Богу:они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина” (от Иоанна 17:16-17). Они не от мира, потому что “освящены”, т.е. отделены Богом для служения Ему.

То, что необходимо Богу для достижения Его благих целей, Он просто берёт и использует, потому что, все равно нет ни чего, что не принадлежало бы Ему. И то, что в данный момент, как нам кажется, Ему не принадлежит, на самом деле также является Его собственностью. “Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит” (Колосянам 1:16-17).

То, что сатана и неверующие могут делать зло, используя законы, установленные Законодателем и сотворенное Им, происходит лишь потому, что Господь предоставил им право выбора, чтобы у каждого была возможность определиться по отношению к своему Создателю. Как человек определился — мы знаем. Как использовал Божьи законы и дарованные Им возможности — известно: “Изобретательны на зло...”

Но Бог может в любой момент воспользоваться тем, что по происхождению и по праву Его. Вот один из примеров: “Навуходоносор — раб Мой” говорит Господь, когда Ему было необходимо орудие для наказания непокорных Израильтян. При этом сам Навуходоносор мог и не знать, что в данный момент служил Богу, исполняя Его волю.

Еще один пример из Ветхого Завета об использовании того, что есть в мире. Было это в тот момент, когда Израиль перешел Иордан и вступил в землю обетованную и теперь должен был войти в город-крепость Иерехон. Иисус Навин, отдавая последние распоряжения, предупреждает народ:

“Город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу... Но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан сынов Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды. И все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу, и войдут в сокровищницу Господню.” И.Навин 6:16-18

Народ послушался вождя и исполнил его повеление, хотя, наверное, при виде чего-то очень привлекательного очень хотелось нарушить приказ.

“...город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали в сокровищницу дома Господня” (И.Навин 6:23)

Получается, что использовать заклятое для себя в частной жизни было нельзя, а большая часть вообще подлежала уничтожению. И лишь немногое после освящения, т.е. отделения для Бога, могло стать полезным для служения в доме Господнем.

Если эту ситуацию рассмотреть в контексте современности, то можно сделать вывод, что в этом мире есть нечто настолько оскверненное, что освятить и использовать для славы Божией никак нельзя, а нужно только уничтожить. Как можно использовать игровые системы, некоторые программы, видео продукцию, музыку, и еще многое другое, что не без успеха выдается (и даже некоторыми христианами) за культуру и искусство?

Но есть то, что мир украл у Бога, приспособив для своих похотей. Ведь ни один Божий закон, открытый безбожником и использованный, пусть даже для самого гнусного злодеяния, по своей сути не является злом, т.к. все Божье. Существует проблема лишь в том, что “сыны века сего догадливее сынов света в своем роде”, и гораздо ревностнее в достижении своих целей и в служении лживому божеству, убивающему их, чем мы в служении истинному Богу, давшему нам вечную жизнь.

Доколе мы, христиане, будем со спокойной душой отдавать на откуп миру, осужденному на уничтожение, то, что принадлежит Богу и нам, как наследникам Его? Ведь все это должно служить Богу, для Его славы и для достижения Его целей. “Золото и серебро”, должны вернуться в святилище Создателя, как и человек к Богу. Ведь именно для этого Иисус Христос и послал “освященных” апостолов: “освящать”, т.е. возвращать к Богу принадлежащее Ему.

Но, к сожалению, попытки сделать христианскими телевидение, радио, музыку, даже театр, пока не очень удачны (моё субъективное мнение). Хотя усилий затрачено не мало, рождённое (Исаия 59:13) в их результате, больше имеет образ мира сего, нежели образ Божий. Невольно возникает вопрос: плодом, какой любви они являются? "Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу". (Иак.4:4) Христианский театр – явление весьма сомнительное. Разве он сможет стать убедительней христианской жизни, если только она сама по себе — не игра? Сципион, Платон, Цицерон, во тьме язычества ориентируясь лишь по искоркам вечной Истины, признали театр злом и совершенно неприемлемым даже погибших. А мы – свет мира и водимые Духом Божьим не посчитали для себя осквернением откопать на помойке мира и внести в церковь Господа пропитанное вонью лжи и похотью лицедейство!

Библия учит, что всё, не подчинённое Господу или ставшее ненужным, будет, если это материальное — уничтожено (2 Петра, 3:10), если это человек, то удалено от Него. Нечто похожее произошло с царицей Астинь (см. книгу Библии Есфирь), которая за непокорность, была удалена от лица царя. Есфирь же за свою кротость и верность обрела благоволение и смогла спасти жизни многих людей. Они стала прообразом человечества, имеющего свободу выбора. Бог не уничтожит непокорных, а по их собственному выбору удалит от Себя. Другие же наследуют Его славу. Окончательное определение, что есть что, и кого - куда произойдет на суде в день Господень. Там все будет оцениваться Им по отношению к Нему.

Что мог бы сделать “освященный” П.И. Чайковский можно только догадываться. Но уж наверняка не творил бы безысходность, осознавая поражение жизни, потому что знал бы Путь и победу в Боге. И писал бы тогда не симфонии печали, сожалея о скоротечности неудавшейся жизни, а гимны радости и обретенной вечности. Майкл Джексон, вернувшись к Небесному Отцу, не стал бы из прихоти покупать за миллион долларов часы своему шимпанзе, а с любовью послужил бы страдающим людям. А спасенный Джанни Версаче? А Андрей Кончаловский? Если бы только все эти великие и мудрые мира сего “освятились истиною”, чтобы склониться у алтаря, живого, вечного Бога, дающего жизнь, единственного достойного славы и поклонения...

Но почему-то они не хотят и почитают истину безумием, оставаясь в безумии подлинном. Не многие из них — творцов и рабов современного искусства и культуры, смотрящих на все сверху вниз, смогли увидеть Того Кто выше их и осознать свое ничтожество. Называя себя “звездами”, они привыкли считать, что все в этом мире существует только для них, и привыкли ни в чем себе не отказывать. Поэтому согласиться, что Господь создал их для Своей славы, а не для жалкого удовлетворения их собственного тщеславия, равносильно отречению от себя и страшнее смерти. Но оставаясь «звездами блуждающими» гибнут сами и губят всех, кого увлекают за собой.

И только те, которые смогли заметить свою нищету перед богатством Вседержителя, свое безумие - перед мудростью Всемогущего, свой позор - перед славой Создателя, стали способны отделиться от всего суетного и ничтожного, чтобы обрести, наконец, истинное богатство, мудрость и славу.

 

Заключение

Некто сказал: Культура едина с религией, возле жертвенника которой она родилась.

По большому счету, храм в Иерусалиме во время Иисуса Христа также являлся культурным сооружением, и был предназначен для поклонения живому Богу. Более того, именно в него был принесен Иисус для обрезания и благословения, когда был младенцем; в нем Он задержался после Пасхи в двенадцатилетнем возрасте и назвал его домом Отца Своего; в нем не раз проповедовал; из него изгнал продающих, как из святого места; о нем сказал:

“Се, оставляется вам дом ваш пуст...”. И вышед пошел Иисус от храма.

И действительно, храм, в котором не приняли своего Бога, должен остаться пустым. И куда должен идти не принятый Бог, как не от храма, пусть даже построенного в Его честь и названного Его именем, но теперь закрытого для Него? А что же делать с опустевшим храмом?

“И приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено.” (от Матфея 24:1-2)

Ученики искренно восхищались красотой и величием храма, тем, что видимо, а истинной сути происходящего не понимали. Храм, пусть даже самый прекрасный в мире, но в котором нет Бога — это ничтожество, мусор, не имеющий никакого смысла. Бог не раз на протяжении истории Ветхого завета разрушал этот храм, когда он переставал быть местом поклонения Сущему. То, что переставало служить Его славе, Он уничтожал, как потерявшее всякий смысл. И этот храм по слову Христа в 70г. от Р.Х. был полностью разрушен.

“Все оценивается с точки зрения вечного”, — говорил Спиноза. Действительно, какой смысл в том, что не нужно вечному Богу? Ведь даже и мы избавляемся от ненужных вещей.

Поэтому Господь предостерегает нас, Своих детей, не тратить время и усилия попусту, на дела, которые не пригодятся в вечности:

“Каждый смотри, как строит... Строит ли кто... из золота, серебра драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится;... потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня” (1Коринфянам 3:11-15)

Тем более земля и все дела, совершенные на ней, людьми незнающими истины, по человеческой мудрости, а не для Бога и не для Его славы, сгорят.

Так стоит ли восхищаться тем, что будет предано огню как ненужный хлам, и, тем более, преклоняться перед их создателями — тварями, предавшими своего Творца? Надо ли им подражать?

Я не стану. Лучше сделаю, что-нибудь, что имеет вечный смысл и прославит моего Отца; найду кого-нибудь из потерявшихся Его детей и приведу к Отцу. Сколько будет радости! Аллилуйя!

 

Библиография

 

1. Библия

2. “Сеется семя” — Яков Левен (Издание третье 1992 г., издательство “Евангельская вера”)

3. “О Граде Божием — 1 том” — Блаженный Августин (Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря 1994г. Москва с второго издания 1906г. Киев)

4. “Как же нам теперь жить?” — Френсис Шейфер (1976 г. by Francis A. Schaeffer) Чикаго 1990 — SGP

5. “Словарь античности” — Издательство “Прогресс” Москва 1989г.

6. “Соблазн неоязычества” — Андрей Кураев, Москва 1994 г.